Календарно-тематическое планирование. 6 класс - Матвиенко Алла Владимировна. 2009 Рецензия рабочая программа





  1. ^ Календарно-тематическое планирование. 6 класс

№ урока

Дата прове-дения урока

Кол.

часов

Тема урока


Содержание урока

Знания, умения, навыки

Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся

«Изобразительное искусство в жизни человека» 34 часа.

1 четверть

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

9 часов

1




1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

^ Урок-лекция с показом репродукций.

Виды ИЗО.

Язык художественной выразительности изобразительных видов искусства

Живопись, графика, скульптура.

Композиция, линия, ритм, пятно, цвет, форма, объём, пространство, фактура.

И.В. Шешко, стр. 42

Н.П. Костерин, стр. 57, таб. 1

«Школа ИЗО», стр 26.

2




1

Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности

-рисунок – основа мастерства художника

-значение рисунка в работе художника (графика, живописца, скульптора, архитектора, художника декоративно-прикладного искусства)

-рисунок – способ познания окружающего мира

^ Упражнения стр.30-39 И.Б. Шешко

Рисунок железной дороги.

Линия, штрих, тон – основные средства выразительности в рисунке

И.Б. Шешко

стр.30-39

3




1

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Перспектива, тон

Наблюдательная перспектива.

Картинная плоскость.

Предметная плоскость.

Главная точка схода.

И.Б. Шешко стр. 43

Н.Н. Ростовцева «Методика преподавания ИЗО в школе» стр. 137

4




1

Объём – основа языка скульптуры.

Объём, трёхмерность – основа языка скульптуры.

Отличие скульптуры от других видов ИЗО.

- лепка головы человека, пропорции, эмоции.

Способы выполнения скульптуры (высекание, лепка, отливка, вырезание).

Материал (глина, пластилин)

Н.П. Костерин, стр. 179

ИЗО «Основы рисунка» 5-8 кл.

Стр. 35

5




1

Объём – основа языка скульптуры

Определение пропорций фигуры человека.

- лепка фигуры человека с передачей разных состояний

Виды (монументальна, станковая, декоративная) и жанры (портретн., бытовой, исторический, анималистический) скульптуры

Н.П. Костерин, стр. 196

ИЗО «Основы рисунка», стр. 36

6




1

Чёрное и белое – основа языка графики

Отношение чёрных и белых пятен, их ритм – способ решения задач.

^ Пейзаж настроения, 3-4 плана, светотень.

Основы языка графики – тон, пятно, линия, точка.

Линия плавная, округлая; светотень равномерная, спокойная

ИЗО «Основы композиции»

Стр. 15

7




1

Цвет. Основы цветоведения.

Нюансы тона в передаче пространства (плановость) и эмоциональность состояний.

^ Пейзаж в суровом, грозном, напряжённом настроении.

Передача тоновой растяжки.

Линия и светотень резкие, напряжённые.

ИЗО «Основы композиции»

Стр. 54

8




1

Цвет – основа языка живописи.

Роль фактуры в решении творческих и учебных задач. Соотношение тона и цвета. Мазки – пастозный, лёгкий, прозрачный, мазок по форме.

^ Фактурный ствол дерева и осенняя листва пастозным мазком.

Гармония тёплого цвета с различными его смесями.

Гармония холодного цвета.

ИЗО «Основы живописи»

Стр. 63

9




1

Цвет – основа языка живописи.

Локальный цвет и цвет богатый нюансами. Насыщенность цвета и его образное звучание.

^ Передать впечатление водной ряби, впечатление от цветущей сирени, вишни, яблони.

Сближенная гамма, мазок типа «точка - кирпичик», «наклонная штриховка»

ИЗО «Основы живописи»

Стр. 20

2 четверть

Мир наших вещей. Натюрморт.

7 часов

10




1

Реальность и фантазия в творчестве художника. Выразительные средства и правила изображения.

История возникновения жанра натюрморта как самостоятельного жанра. Виды ИЗО, в которых существует этот жанр. Роль композиции, одного из важнейших средств выражения в натюрморте.


Заполнение листа, равновесие и движение.

Пропорции предметов, характер формы.

И.Б. Шешко

Стр. 61.

Н.П. Костерин

Стр 91.

ИЗО «Основы рисунка»

Стр. 79.

11




1

Изображение предметного мира – натюрморт.

Натюрморт как часть картины. Предметы, характеризующие человека и время, отражённое в произведении изобразительного искусства.

^ Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Краски.

Свет: освещённость как средство выражения настроения, состояния.

Выделение смыслового центра при помощи освещённости.

ИЗО «Основы композиции»

Стр. 38

12




1

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Схема натюрморта.

Заполненность листа.

^ Фломастеры. «Фрукты»

Локальный цвет.

Декоративность.

ИЗО «Основы живописи»

Стр. 34. «Основы композиции» стр. 38

13




1

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Натюрморт в тиражной графике. Различные графические техники, в которых может быть выполнен натюрморт.

^ Правила объёмного изображения геометрических тел.

Особенность языка. Значение линии, пятна, тона. Выразительность скупого языка чёрного и белого.

Схемы выделения акцентов композиции.

Журнал «Юный художник»

ИЗО «Основы живописи»

Стр. 53

14




1

Освещение. Свет и тень.

Симметрия и асимметрия в композиции натюрморта.

^ Карандашный рисунок асимметричной композиции «Нарцисс», «Тюльпаны»

Штриховка.

Симметрия и асимметрия.

Выразительность линии.

Фактура. Свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс. Падающая тень.

ИЗО «Основы композиции»

Стр. 27, 31. Стр 77 -

«Основы рисунка»

15




1

Натюрморт в графике.

Графическое изображение натюрмортов. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник.

^ Композиция с натуры «Школьные принадлежности»

Компоновка предметов, выбор освещённости, подбор цветового решения.

Школьные принадлежности.

ИЗО «Основы композиции» стр 29

16




1

Цвет в натюрморте.

Цвет в живописи и собственный цвет предмета Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Фламандский и голландский натюрморт.

«Цветы и бабочки», гелиевая паста, работа по сырому листу.

Композиция и образный строй в натюрморте, ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.




3 четверть

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.


10 часов

17




1

Образ человека – главная тема искусства

Выявление общего между жанрами – чтобы художник ни изображал, он это делает ради выражения своего отношения к изображаемому.

История возникновения жанра портрета как самостоятельного жанра.

^ Урок-лекция. Просмотр СД-диска «Музеи мира»

Жанра портрета во всех видах ИЗО (скульптуре, живописи, графике)

Фаюмский портрет, древнеримский портрет.

Разновидности портретного жанра: характерный, парадный, психологический, автопортрет.

ИЗО «Понятийный справочник»

Работы школьников.

Н.П. Костерин стр 170.

18




1

Конструкция головы человека и её пропорции

Портрет – документ эпохи, воссоздающий облик и характер людей, но это не всегда отношение к нему автора. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части.

Подвижные части лица, мимика.

^ Портрет писателя. Карандаш.


Рисование головы человека.

Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.


ИЗО 6 класс. Поурочное планирование стр.142

19




1

Изображение головы человека в пространстве

Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа.

Поворот и ракурс головы. Объёмное конструктивное изображение головы.

ИЗО 6 класс. Поурочное планирование стр. 148

20




1

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Композиция и цвет – средства выразительности портретной живописи. Индивидуальные особенности, характер, настроение.

^ Портрет защитника родины. Эпос, история Родины.

Линия горизонта.

Точка зрения. Расположение на листе. Линия и пятно. Колорит.


Журнал «Моя игрушечка».

«Корни»

П. Корин. Александр Невский.

21




1

Портрет в скульптуре

Просмотр и анализ репродукций, слайдов скульптурных произведений.

Выразительные возможности скульптуры.

^ Скульптуры «Литературный герой».

Герои одного произведения.

Литературный герой – не конкретный человек, а собирательный образ.

Подчёркивание и утрирование некоторых черт. Пластилин, стеки, приспособления для лепки, каркас, плинт.

Программный материал по литературе.

Библиотечный

Конкурс. Н.П. Костерин. «Учебное рисование»

Стр. 190-200

22




1

Сатирические образы человека.

Портрет – изображение конкретного человека с неповторимым обликом и характером. Портрет-характер. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж

^ Портрет соседа по парте. Работа с натурой. Акварель.

Изображение сатирических образов литературных героев. Отбор деталей и обострение образа. Завершение работы – обобщение формы.

ИЗО «Понятийный справочник».
журнал «Юный художник»

23




1

Образные возможности освещения в портрете

Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия.

^ Портрет девочки в фас, профиль, три четверти. Карандаш.

Рисунок карандашом.

Уточнение пропорций лица.

Светотеневая моделировка формы – создание образа. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения.

«Чародеи света»

Рембрандт Харменс Ван Рейн.

ИЗО «Основы рисунка»

Стр. 80.

А.Д. Алёхин «Когда начинается художник», стр. 29


24




1

Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в живописи Возрождения в 16-19 и 20 веках.

Портрет в мажорной гамме, тёплые тона. Выражение настроения.

^ Портрет девочки. Гуашь.

Прокладка основного цвета.

Прорисовка деталей.

Образная характеристика девочки.

Соблюдение верных тональных и цветовых отношений.

ИЗО «Основы живописи»

Стр. 57.


25




1

Роль цвета в портрете.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи)

ИЗО 6 класс. Поурочное планирование

Стр. 189

26




1

Великие портретисты (Обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.


Галерея образов. Портретисты. Приложения к журналу «Крестьянка». Рефераты школьников.

А.Д. Алёхин «Когда начинается художник»


4 четверть

«Человек и пространство в изобразительном искусстве»



8 часов

27




1

Жанры в изобразительном искусстве.

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи.

Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр.

ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 196

28




1

Изображение пространства.

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции.

Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 199

29




1

Правила линейной перспективы.

Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение и удалённых предметов – перспективные сокращения.

«Архитектурный пейзаж»

Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода.

Законы линейной перспективы.


ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 212

И.Б. Шешко «Построение и перспектива рисунка» стр. 115

30




1

Правила воздушной перспективы.

Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности.

^ Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной перспективы.

Композиция

Воздушная перспектива,

Колорит. Гуашь с ограниченной палитрой.

И.Б. Шешко «Построение и перспектива рисунка» стр. 90.

ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 196

31




1

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Огромный и легендарный мир. Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности.

Значение колорита в разные исторические периоды развития жанра пейзажа.

^ Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки».

Эпический и романтический пейзаж Европы. Роль выбора формата. Высота горизонта. Пейзажный жанр (героический, романтический, реалистический).

Гамма минорная, мажорная.

Классицизм, романтизм, импрессионизм.

Н.П. Костерин

Стр. 139

ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 220

32




1

Пейзаж – настроение. Природа и художник.

Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток.

^ Монотипия. Граттаж –«Летний луг»

Значение линии, пятна.

Роль колорита в пейзаже. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.

ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 230

33




1

Городской пейзаж.

Понимание красоты природы художниками разных исторических периодов. Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве 20 века.

^ Работа над графической композицией «Городской пейзаж»


Ритмическая организация листа,

- воздушная перспектива,

- колорит.

- линия горизонта,
- пространство.

И.Б. Шешко

Стр. 90

ИЗО «Основы рисунка»

Стр. 53

6 класс стр. 238.

34




1

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Построение пространства как средство решения образа пейзажа. При изменении понимания прекрасного в природе изменяется построение пространства.

^ Открытый и закрытый пейзаж.

Выразительность высокого и низкого горизонта.

Роль тона и цвета в изображении пространства.

ИЗО «Основы композиции»

Стр. 7

6 класс стр. 248

8176203628585286.html
8176361779545100.html
8176466797211115.html
8176515211416752.html
8176611165386687.html