Федеральным агентством по культуре и кинематографии - страница 4


^ Функционирование данной сложившейся уникальной системы возможно только в контексте государственных гарантий финансирования.

Существенную поддержку системе художественного образования в 2001-2005 гг. оказали федеральные целевые программы. Например, в 2001-2004 гг. в рамках ФЦП «Культура России» проведено более 600 всероссийских и международных фестивалей, выставок, смотров и конкурсов, в которых приняли участие более 100 тыс. человек из 79 регионов страны – детей и молодежи всех ступеней обучения.

В 2001-2005 гг. одним из важных направлений деятельности Минкультуры России (затем – Федерального агентства по культуре и кинематографии) являлась работа со стипендиатами в рамках программы «Юные дарования». Стипендии Министерства культуры Российской Федерации присуждаются лучшим учащимся и студентам образовательных учреждений всех ступеней художественного образования с 1993 года.

В 2006 году выплата стипендий была заменена процедурой присуждения премий лучшим учащимся и студентам образовательных учреждений культуры и искусств на конкурсной основе. Победителями конкурса стали свыше 400 учащихся и студентов, а премиальный фонд составил 8 млн. рублей.

В 2005-2007 гг. Федеральным агентством по культуре совместно с Научно-методическим центром по художественному образованию был проведен Всероссийский конкурс «Детские школы искусств – достояние Российского государства», результатом которого стало готовящееся издание альбома, содержанием которого будет информация о 145 лучших детских школах искусств Российской Федерации, о выпускниках школ, составивших гордость Российского государства, об истории и традициях обучения детей различным видам искусств.


Сложившаяся государственная система образования в области искусства и культуры позволяет в течение многих десятилетий выполнять функции постоянного воспроизводства российской культуры, функции сохранения и развития культурной памяти нации. И именно миллионная армия юных музыкантов, художников, артистов, танцоров является постоянной средой, в которой рождаются, творят и развиваются будущие таланты и гении, олицетворение и гордость нации.

Тем не менее, при всех положительных тенденциях, разрозненные усилия различных ведомств не могут дать тех результатов, которые сегодня необходимы для сохранения и развития отечественного художественного образования как единой системы, направленной на духовное возрождение России, укрепление ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, являющейся гарантом развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности.


В системе художественного образования продолжают развиваться негативные тенденции.


  1. ^ Одна из острейших проблем сегодняшней ситуации – кадровая.

Всего в системе детских школ искусств работает 119 тыс. 817 человек. Большинство из них – люди предпенсионного и пенсионного возраста. При отсутствии притока молодых специалистов в большинстве регионов перспектива дальнейшего развития детских школ искусств напрямую связана с необходимостью решения кадрового вопроса.

По результатам мониторинга в некоторых регионах (в том числе в крупных, промышленно развитых) число педагогических вакансий практически по всем предметам учебного плана превышает сотни единиц (а это педагогический состав двух-трех детских школ искусств).


Примеры: Тульская область – 235, Республика Башкортостан – 178, Челябинская область – 178, Ханты-Мансийский автономный округ – 131, Ямало-Ненецкий автономный округ – 118, Республика Хакасия – 101, Кемеровская область – 104. В Еврейской автономной области при наличии всего 10 небольших школ вакансий – 57.


^ Катастрофической можно назвать ситуацию с классами духовых, струнных смычковых инструментов в школах, училищах и вузах. Создается угрожающая ситуация, когда в регионах Российской Федерации практически не воспроизводятся поколения музыкантов по десяткам профессий, пустеют пульты струнных, духовых групп в оркестрах. Тревогу бьют все концертно-филармонические организации.

При этом, рынок труда в области культуры и искусств ежегодно пополняют 30 тыс. выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. Кадровое пространство детской школы искусств могла бы заполнить даже десятая часть из этих молодых специалистов, но они в школу работать не идут.

Факторы, определяющие данную ситуацию общеизвестны: это и унизительный размер оплаты труда, проблема с жильем для молодых специалистов, невозможность удовлетворения потребностей выпускников сочетать в трудовой деятельности педагогическое, исполнительское, творческое направления, незаинтересованность образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в дальнейшем трудоустройстве выпускников. Непрестижность педагогической профессии определена уже в учебном заведении: педагогический учебный модуль – слабое звено в образовательных программах творческих вузов и колледжей.

Проблему кадрового обеспечения не может решить и система повышения квалификации. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров системы детских школ искусств в ряде регионов только начинает формироваться.

Прошедшая повсеместно реорганизация методических служб и учреждений повышения квалификации привела к потере необходимого звена, обеспечивающего полноценное учебно-методическое обеспечение. В некоторых регионах методические центры были сокращены до отделов с 1-2 сотрудниками, и это, например, в таких огромных по количеству детских школ искусств регионах, как Республика Татарстан. Зачастую сегодня цель данного процесса в регионах для управленцев – экономия средств любым путем. При этом низкий уровень профессиональной компетентности значительной части административно-управленческих кадров не позволяет осуществлять развитие системы художественного образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.

В данной «исторической» ситуации детская школа искусств живет в основном за счет энтузиазма десятков тысяч людей: музыкантов, художников, хореографов; руководителей и методистов, которые невероятными усилиями еще обеспечивают жизнедеятельность школы.

Тенденцией последних лет стала огромная творческая работа коллективов по созданию авторских и экспериментальных программ. Это важный качественный скачок художественной педагогики, так как не только позволяет отбирать и сохранять лучший опыт, но и осмыслять его, развивать, передавать следующим поколениям.


2. Проблемой выживания школы в последнее десятилетие стало принципиальное обновление материально-технической базы, износ инструментария, критическое состояние зданий и сооружений.

Так, число школ, образовательный процесс в которых проходит в помещениях, требующих капитального ремонта, казалось бы, в последние годы сократилось на 302 школы (с 2858 школ в 2001 г. до 2556 в 2004 г.). Однако, если такими темпами будет осуществляться капитальный ремонт школ по стране в целом, то для приведении ситуации в порядок понадобится еще 34 года!

Для решения проблемы обновления инструментария в детских школах искусств Распоряжением Президента Российской Федерации в сентябре 2004 года выделены десятки миллионов рублей из Резервного фонда Президента РФ на приобретение музыкальных инструментов, а в 2006-2007 гг. выделено 100 млн. рублей. Практически каждый регион получит эти средства, но данная акция может рассматриваться только как начало процесса, поскольку закупкой инструментов многие регионы не занимались уже десятки лет и «долги» администраций перед школами искусств выросли до нескольких миллиардов рублей.


^ 3. Особо острым вопросом сегодня является проблема «частичной платности» обучения в детской школе искусств (проблема так называемой «родительской оплаты»).


В современном правовом поле (Федеральный закон «Об образовании», Налоговый кодекс, другие правовые акты) юридического понятия и юридического термина «родительская оплата» не существует. В пункте 8 статьи 41 Федерального закона «Об образовании» сказано, что образовательное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства… за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. То есть, как таковой родительской оплаты за обучение в детских школах искусств законодательно быть не должно.

Сложившаяся же практика свидетельствует об обратном – родительская оплата за обучение в детских школах искусств взимается повсеместно. В зависимости от региона эта сумма колеблется от 30 до 800 рублей. Причем по инициативе местных органов власти (и желание это понятно) плата за обучение неуклонно растет (необходимость сбора родительских средств и их размер устанавливается распоряжениями местными органами власти).

Кроме того, в той же статье закона «Об образовании» сказано, что поступление дополнительных (внебюджетых) финансовых средств на счета образовательных учреждений не должно сопровождаться снижением бюджетного финансирования образовательного учреждения. На практике же все происходит наоборот: за счет поступающих средств от родителей выплачивается заработная плата преподавателям школ, покрываются расходы по другим статьям, в том числе коммунальные расходы!

Существующая на сегодняшний день так называемая «родительская оплата» за обучение в детских школах искусств, по сути, незаконна. В системе образования дополнительное образование детей осуществляется на бесплатной основе. Примечательно, что 1 сентября 2006 года появились регионы, в которых обучение в детских школах искусств системы культуры стало бесплатным (Новосибирская область, Республика Дагестан). Однако, пока вопрос с «родительской оплатой» не урегулирован законодательно, руководителям школ приходится думать, как «правильно» оформить поступление этих средств и грамотно оформить договорные отношения с родителями (в противном случае родительские взносы еще и налогами облагаются). Естественно, что и отчисление ребенка из детской школы искусств за «неоплату за обучение», о чем зачастую «предупреждают» родителей, не имеет под собой никакого юридического обоснования, наоборот, является нарушением «Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации».

Следует отметить, что доступность дополнительного образования детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности ребенка, позволяет решать ряд не менее серьезных социальных проблем: организация занятости детей, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. Сравнительный анализ финансовой затратности содержания обучающихся в образовательных учреждениях позволяет констатировать, что обучение ребенка в учреждении дополнительного образования обходится до 20 тыс. рублей в год
(в зависимости от региона), тогда как в колонии для малолетних преступников – содержание одного человека составляет свыше 120 тыс. рублей в год.


^ 4. Еще одной из нерешенных проблем является вопрос о ведомственной принадлежности детских школ искусств.

Детские школы искусств традиционно находятся в ведении органов управления культуры, наделенных функциями управления образовательными учреждениями дополнительного образования детей.

Муниципальным органам власти в настоящее время переданы большие права по реформированию жизнедеятельности муниципального поселения. Как показывает практика, в результате детские школы искусств зачастую переподчиняются органам управления образованием. Для муниципальных управленцев это удобно – единая законодательная база, единый финансовый поток. А каковы далеко идущие последствия?


Один из примеров. Во исполнение решения Коллегии Минобрнауки России, состоявшейся в октябре 2004 г. и посвященной реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 гг. о необходимости скорейшей разработки рекомендаций по «подушевому» финансированию образовательных учреждений дополнительного образования детей, Федеральным агентством по культуре и кинематографии были разработаны и направлены в Минобрнауки Методические рекомендации по финансированию образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (детских школ искусств). Данный документ получил положительную оценку, но, к сожалению, Минобранауки России, направив свои методические рекомендации для образовательных учреждений общего профиля, не посчитало необходимым вовремя и в срок направить разработанную методику для детских школ искусств, тем самым, лишив наши школы возможности включиться в процесс модернизации финансирования бюджетной образовательной сферы.


При переподчинении детских школ искусств системе органов управления образованием появляется ряд серьезных проблем:

во-первых, нарушается сложившаяся и успешно действующая в России трехзвенная система художественного образования – «школа-училище-вуз»;

во-вторых, то внимание, которое будет уделяться детским школам искусств в системе органов управления образованием – предсказуемо (будет много бумаг – планов, отчетов, а уровень образования, реализуемого школой искусств, определить будет сложно, поскольку в школах искусств своя специфика, свои особые критерии).

^ Определением уровня качества образовательной деятельности детских школ искусств должны заниматься профессионалы в области культуры и искусства. Иначе, качество обучения в детских школах искусств упадет, они потеряют свою специфику и превратятся в «кружки», выполняющие более досуговые функции, нежели образовательные.


В подавляющем большинстве регионов России работники исполнительных органов власти понимают преждевременность и необоснованность переподчинения школ искусств, их массового перевода в юрисдикцию органов управления образованием не наблюдается. Тревожная ситуация на сегодняшний день по этому вопросу складывается в Самарской, Тюменской областях, Республике Карелия, Ханты-Мансийском автономном округе.

А началось все в июле 2004 года, когда Правительство Российской Федерации подготовило очередную реформу: все образовательные учреждения федерального подчинения передать федеральному органу управления образованием – Министерству образования и науки Российской Федерации. Консерватории, институты культуры, музыкальные и художественные училища, киновидеотехникумы – все должны были перейти в ведение органов управления образованием. Многочисленные обращения в адрес Правительства Российской Федерации остановили этот процесс: 5 января 2005 года Правительство утвердило перечень образовательных учреждений федерального подчинения, закрепленных за Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Соответственно, по цепочке «школа-училище-вуз» детские школы искусств должны оставаться в системе органов управления культуры и искусств.

Тюменская область «отличилась» и тем, что там проведена еще одна смелая реформа: детские школы искусств реорганизованы в автономные некоммерческие организации с бюджетным финансированием в размере 50% от потребностей, остальное - «зарабатывайте»… На фоне недофинансирования сокращены часы учебного плана, а значит, школы, например, не смогут применять программы допрофессиональной подготовки, реализация которых дает возможность дальнейшего профессионального образования – вот вам и право в выборе профессии.

5. В немалой степени тяжелому положению детских школ искусств, падению престижа профессии преподавателя детской школы искусств, снижению творческого потенциала школ способствуют еще несколько отрицательных факторов:

- низкий уровень заработной платы преподавателей и руководителей школ;

- несправедливая норма часов за ставку заработной платы преподавателей школ (18 часов в неделю – за работу со старшими учащимися, 24 часа – за работу с младшими учащимися);

- дискриминация в области досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников школ, концертмейстеров и руководителей школ;

- ограничение законодательно закрепленных прав, отнесенных к компетенции образовательных учреждений (Закон «Об образовании», статья 32) в области педагогических нагрузок, штатного расписания, доплат и надбавок, учебного плана, расходования родительских средств и т.д.

Необходимость унификации нормо-часов за ставку заработной платы преподавателей детских школ искусств – наболевший вопрос, который стоит на повестке дня уже не первое десятилетие.


Согласно «Рекомендациям о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (письмо Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16.01.2001 г. № 20-58-196/20-5/7 и «Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений» как приложение к письму Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки России от 26.10.2004 г. № АФ-947/96) за работу с учащимися младших классов (по пятилетней программе обучения это 1-2 классы, по семилетней 1-4 классы) ставка выплачивается за 24 часа работы в неделю, а за работу с учащимися старших классов за 18 часов работы в неделю.

Возникает несправедливая ситуация: преподаватели, имеющие одинаковое образование, одинаковые дипломы, работают за ставку заработной платы с разницей в 6 (!) часов в неделю, в месяц 24 часа, в год 216 часов. Так, преподаватели по классу скрипки, фортепиано, традиционно работающие по 7-летней программе, в большей части своей педагогической нагрузки отрабатывают на 6, 24, 216 часов больше, чем, например, преподаватели по классу домры, балалайки, баяна, аккордеона, духовых инструментов, где преобладает пятилетняя программа обучения. А если педагогическая нагрузка превышает ставку, то и разница в отрабатываемых часах увеличивается.


Вопрос об унификации нормо-часов за ставку заработной платы преподавателей детских школ искусств решается около 30 лет, но документы постоянно «застревают» на согласовании то в одном ведомстве, то в другом. Минобразования России в 2001 году даже проводило мониторинг по этому вопросу с руководителями регионов, в ходе которого большинство ответов звучало так: «Не возражаем, но за счет федерального бюджета…». В 2006 году на тот же вопрос губернаторы отвечают отказом в связи «с недостатком средств».


^ Вновь остро стоит на повестке дня вопрос об аттестации преподавателей детских школ искусств.

Во-первых, чтобы незначительно повысить заработную плату, то есть аттестоваться на вторую, первую или высшую квалификационные категории, преподаватель должен выполнить немало условий в своей педагогической деятельности (например, пройти курсы повышения квалификации нередко за свой счет, так как у школы не хватает средств на оплату обучения).

Во-вторых, сложившаяся система аттестации на первую и высшую квалификационные категории в соответствующих органах управления культуры, основывавшаяся на письме Министра Минобразования России В.Г.Кинелева, вновь под угрозой перестройки. Муниципальные органы исполнительной власти, определяющие местное законодательство об образовании, не имея юридической возможности руководствоваться рекомендательными письмами, вновь предписывают проводить аттестацию преподавателей детских школ искусств в органах управления образованием.

В составе же аттестационных комиссий органов управления образованием редко встретишь компетентных в области культуры и искусства людей, способных объективно оценить деятельность преподавателей детских школ искусств. Необходимо вновь решать вопрос о возможности аттестации преподавателей школ искусств в органах управления культуры.

^ Еще одна очень болезненная проблема – пенсионное обеспечение работников детских школ искусств досрочными трудовыми пенсиями.


Пункт 12 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781) гласит о том, что на досрочную трудовую пенсию могут претендовать педагогические работники, которые на 1 января 2001 года уже имеют педагогический стаж работы с детьми в размере 16 лет и 8 месяцев. Таким образом, к 2008 году педагогические работники лишаются возможности оформления досрочной трудовой пенсии.

Кроме того, в Списке работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которого досрочно назначается пенсия, есть ряд недочетов и недоразумений. До выхода в свет этого Списка никого, например, не волновало, кем принят преподаватель в школу искусств – педагогом или преподавателем. А с появлением Списка, в котором указаны только преподаватели, тем, кто был принят на работу с «ошибочной» формулировкой «педагог», педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не засчитывается, несмотря на то, что они работали в тех же школах, на той же должности, с теми же функциями.

Аналогичная проблема у преподавателей, работавших в существовавших когда-то вечерних музыкальных школах. В вечерних школах учились такие же дети, учились они в дневное время, по тем же учебным планам и программам, что и в детских школах искусств. Вечерние школы открывались в связи с нехваткой бюджетных мест при детских школах искусств, и даже директор здесь был один. Вечерние школы давно закрыты, учащиеся благополучно переведены в те же детские школы искусств вместе со своими преподавателями, которые теперь лишены права засчитать этот педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Сегодня по вопросам назначения досрочных трудовых пенсий «вся страна судится» из-за такой законодательной неразберихи. И практически стопроцентно эти суды выигрываются преподавателями, которые действительно работали в школах с детьми и имеют полное юридическое право засчитать стаж работы в вечерних музыкальных школах, для назначения досрочной трудовой пенсии, независимо от существующего Списка.


^ Попытаемся предложить ряд необходимых мер, которые помогли бы сохранить систему детских школ искусств, без которой невозможно сохранение уникальной системы непрерывного художественного образования в России «школа-училище-вуз» и, главное, невозможно сохранение и развитие высочайших достижений российской культуры:


1. Подготовить и утвердить проект «Типового положения о детских школах искусств системы культуры и искусства», в котором закрепить специфику деятельности детских школ искусств.

2. Внести в Федеральный закон «Об образовании» пункт о государственных требованиях к образовательным программам дополнительного образования детей, реализуемым в детских школах искусств (как следствие, это даст возможность определения требований к уровню подготовки выпускника детской школы искусств и выдачи документа государственного образца об окончании детской школы искусств).

3. Закрепить на федеральном уровне статус методических служб как самостоятельных организаций, деятельность которых направлена на учебно-методическое обеспечение системы детских школ искусств.

4. Запросить Верховный суд Российской Федерации о правомочности (неправомочности) взимания так называемой «родительской оплаты» за обучение в детских школах искусств системы культуры и неправомерности направления родительских взносов на основные статьи расходов детских школ искусств.

5. Унифицировать норму труда для педагогических работников детских школ искусств в размере 18 часов в неделю.

6. Принять кардинальные решения в части размера заработной платы педагогических и руководящих работников детских школ искусств (сейчас в Москве и Московской области ставки заработной платы в школах искусств в два раза выше общероссийских).

7. Закрепить на законодательном уровне обязательность надтарифного фонда в размере не ниже 25%.

8. Закрепить на законодательном уровне систему детских школ искусств в ведении органов управления культуры.


^ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ПОДДЕРЖКЕ ДЕБЮТНЫХ, ИНИЦИАТИВНЫХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕНОГО ИСКУСТВА


Вовлечение в культурное пространство наиболее активной части общества –молодежи – один из важных факторов поступательного развития государства, его социальной, экономической и культурной составляющих. Именно поэтому данное направление – приоритетное в системе государственной поддержки современного искусства.

Построение системы взаимоотношений государства и творческой молодежи, механизмов ее социального функционирования, формирование принципов профессиональной адаптации на начальном этапе творческого пути художника являются актуальными задачами государственной культурной политики.

На современном этапе стоит задача создания эффективных форм реализации творческого потенциала молодых творцов, интродукции творческой личности в контекст текущего культурного процесса. Осуществление системной поддержки творческой молодежи требует совместных усилий государства и различных общественных институтов.

^ Одним из важнейших направлений является включение дебютных проектов творческой молодежи в процессы формирования в стране единого культурного пространства. Реализация данного направления должна осуществляться с помощью долгосрочных целевых программ, принципиально направленных на привлечение творческой молодежи.


Как удачный пример подобных начинаний можно привести ежегодно финансируемые Роскультурой проекты Государственного центра современного искусства «Новая генерация» и Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства «Инновация», где молодые художники участвуют в основной номинации.

В рамках проектов «Всероссийские филармонические сезоны», «Новый век музыкальной России», «Всероссийский абонемент современной музыки» проходит отбор и продвижение молодых исполнителей и дирижеров. Одной из целей этих гастрольных проектов является адресная помощь молодым музыкантам во вхождении в профессиональную концертную жизнь страны.

Роскультура систематически поддерживает проведение ряда конкурсов, направленных на выявление талантливой молодежи. Так, только в области музыкального искусства ежегодно проводится около 15-ти международных и всероссийских конкурсов, среди которых, такие как Международный конкурс молодых исполнителей им.Д.Шостаковича, Международный конкурс альтистов Ю.Башмета, Всероссийский конкурс артистов эстрады. Одним из центральных событий 2007 года станет проведение ХIII Международного конкурса им. П.И.Чайковского.

Одним из заметных культурных событий 2006 года стал Международный музыкальный фестиваль «Крещендо» под художественным руководством известного молодого музыканта Дениса Мацуева. В фестивале приняли участие лучшие молодые российские и зарубежные исполнители.

Не менее важным направлением можно назвать поддержку фестивалей драматического искусства, позиционирующих новые направления и тенденции развития современного театра, результатом которых, как правило, становится открытие новых имен молодых режиссеров и драматургов. Так, в 2006 году фестиваль «NET- Новый европейский театр» представил программу невербального театра, российский зритель познакомился с поисками молодой современной режиссуры; с новейшими современными тенденциями развития искусства. Состоялись фестивали и конкурсы современной молодой драматургии «Новая драма», «Любимовка», «Действующие лица», «Евразия».


^ Другим важнейшим направлением является включение современного искусства молодых в мировой культурный процесс. Одна из основных форм реализации данного направления – обеспечение условий для участия проектов молодых российских деятелей культуры в крупнейших международных форумах.


В последние годы в стране появилась новая генерация молодых творцов как традиционного, так и актуального направлений, которые в большей степени востребованы на мировом культурном рынке, их проекты все чаще представлены на крупнейших форумах современного искусства в России и за рубежом.

Ярким примером плодотворного продвижения молодых российских художников в культурную среду является Московская международная биеннале современного искусства, одна из основных задач которой состоит в выдвижении молодых художников.

Важным событием в области современного искусства стал новый международный проект – фестиваль «Территория». Кураторами проекта стали лидеры нового поколения современного искусства: члены Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству – народный артист России Евгений Миронов и заслуженная артистка России Чулпан Хаматова; известный режиссер Кирилл Серебренников; главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета Теодор Курентзис; известный театральный критик Роман Должанский. Целью данного фестиваля является широкомасштабная просветительская работа для региональной творческой молодежи, более 100 студентов учебных заведений страны из Казани, Иркутска, Нижнего Новгорода, Саратова, Ярославля, Магнитогорска, Москвы познакомились с новыми направлениями и возможностями современного искусства.

Крупнейшей международной акцией стал форум культурных пересечений аутентичного и современного искусства «Роза мира», в рамках которого молодыми участниками было представлено современное искусство стран Центральной Азии.

^ Назревшей необходимостью государственной политики в работе с творческой молодежью является также развитие практики общественного заказа. Такая работа является реальным инструментом стимулирования культурного процесса и должна осуществляться через инициативы с привлечением экспертных жюри и советов, широких общественных кругов, созданием корпоративных механизмов, связанных с реальной практикой – кураторами, продюсерами и др.

Роль общественного заказа в системе «первого шага» состоит в выявлении и поддержке наиболее значительных явлений и тенденций в среде творческой молодежи и их адресной поддержки. Механизм реализации осуществляется через конкурсную систему выделения целевых грантов на создание произведений, постановку спектаклей и другие творческие проекты, а также целевое приобретение произведений молодых художников для экспозиций музеев России.

Необходимым условием для продвижения дебютных, инициативных и экспериментальных проектов в области изобразительного искусства является возрождение практики молодежных художественных выставок-конкурсов, таких как состоявшаяся в 2006 году крупнейшая выставка «Молодые художники России».

Как одну из важных инициатив в данном направлении следует упомянуть запланированный в 2007 году Конкурс по поддержке молодой режиссуры и драматургии при Роскультуре, разработанный с целью государственной поддержки творческого поиска талантливых молодых режиссеров и комплектования новыми квалифицированными кадрами отечественных театров.

Другим примером данного направления является практика саморегулируемых институций, таких как Форум молодых писателей в Липках, Литературная премия «Дебют» и ряда других, в ходе проведения которых выработаны реальные критерии профессионального отбора и тактика дальнейшего продвижения в культурное пространство. Роскультура, со своей стороны, ежегодно присуждает 20 государственных стипендий молодым писателям – участникам данных проектов.

Одним из важнейших явлений взаимодействия с молодыми творцами становятся формы социальной поддержки их творчества, осуществляемые посредствам присуждения государственных стипендий, грантов, именных субсидий и других форм материальных поощрений с целью содействия талантливой молодежи в создании новых художественных произведений. При непосредственном участии молодых художников в экспертных советах по выдвижению соискателей осуществляется стимулирование проектов, расширяющих и обновляющих традиционные формы искусства.

В системе государственной поддержки производства национальных фильмов одним из главных приоритетов является финансирование дебютных фильмов за счет бюджетных средств, выделяемых по программе государственной поддержки кинематографии.


В 2005 году из 663 фильмов, созданных при государственной финансовой поддержке, 269 фильмов (40,6%) являлись дебютными. В том числе в игровом кино дебютами были 45 кинолент из 81 выпущенного фильма (55,6%), в анимационном кино - 39 из 65 (60,0%), в неигровом кино - 185 из (35,9%).

Среди режиссеров-дебютантов игровых фильмов 2005 года следует выделить Ф.Бондарчука (кинофильм «Девятая рота»), А.Велединского («Живой»), В.Мережко («Преступление без наказания»), А.Карелина («Время собирать камни»), С.Босенко («Гадюшонок»), О.Бычкову («Питер ФМ»), П.Санаева («Последний уик-энд»), Е.Миндадзе («Собака Павлова»), В.Глаголеву («Заказ») и др.

В 2006 году представительство дебютных кинолент в составе кинопродукции, создаваемой при государственной финансовой поддержке увеличилось. Из 653 созданных фильмов 318 (48,7%) были дебютами. В том числе в игровом кино - 52 фильма из 105 (49,5%), в анимационном кино - 32 из 65 (49,2%), в неигровом кино - 234 из 483 (48,4%). Следует обратить внимание на то, что за последний год доля дебютантов, представленных в разных видах кинематографа, практически выровнялась.

Среди прошлогодних кинорежиссеров-дебютантов игровых фильмов обратили на себя внимание К.Серебренников («Изображая жертву»), А.Смирнова («Связь»), Р.Салахутдинов («Кружение в пределах кольцевой»), Б.Хлебников («Свободное плавание»), А.Анкудинов («Просто повезло»), Ф.Махаматдинов («Рыжий пес»), А.Касаткин («Слушая тишину»), Н.Калашникова («Новая старая сказка»), Н.Хомерики («977»), Е.Гроховская («Человек безвозвратный»), В.Росс («Театр») и др.

Следует подчеркнуть, что отдельные фильмы режиссеров-дебютантов становились лидерами российского кинопроката, собирая кассу, превышающую валовые сборы голливудской кинопродукции. В 2005 году сразу пять отечественных проектов вошли в десятку фильмов, которые собрали наибольшую кинокассу: «9 рота», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Бой с тенью», «Мужской сезон. Бархатная революция». Все они созданы молодыми режиссерами.

Особенно радующий пример - это фильм Федора Бондарчука «Девятая рота», собравший в прокате сумму, превышающую 24 млн. долларов. Этот фильм, хотя его и относят к блокбастерам, по своему содержанию является военной драмой, серьезным и глубоким повествованием о базовых человеческих ценностях, и его воспитательное значение не менее важно, чем чисто коммерческий успех.


За последние годы в России появились молодые режиссеры-дебютанты, которые стали интересны и мировому сообществу, поскольку их работы отвечают современному уровню развития киноиндустрии. Российские режиссеры-дебютанты все чаще приглашаются для участия в конкурсах крупнейших международных и российских кинофестивалей.

В целях продвижения фильмов, создаваемых молодыми режиссерами, в России при государственной финансовой поддержке проводятся различные кинофестивали студенческих и дебютных работ. Конкурсы и номинации дебютов присутствуют также на других кинофестивалях, проводимых в стране.


Каждый год Федеральное агентство по культуре и кинематографии выделяет бюджетные ассигнования на поддержку проведения ряда фестивалей, направленных на придание известности новым именам в отечественном кино и их первым работам.

Это Открытый российский ежегодный конкурс студенческих и дебютных фильмов на соискание национальной премии «Святая Анна» (г. Москва), Международный кинофестиваль ВГИКа, Открытый кинофестиваль фильмов студентов творческих вузов «Начало» (г. Санкт-Петербург), фестиваль студенческих фильмов «Питеркит» (г. Санкт-Петербург), Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» (г.Ханты-Мансийск), кинофестиваль «Балтийские дебюты» (г.Светлогорск).


Большое значение для становления творческого специалиста кинематографии имеет система подготовки кадров отрасли. Эту миссию выполняют базовые кинематографические вузы страны - ВГИК им.С.А.Герасимова, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПБГУКиТ), Высшие курсы сценаристов и режиссеров.

Именно в ходе выполнения учебных работ во многом решается проблема «первого шага» творческой личности в киноискусстве, осуществляется превращение одаренного любителя в подготовленного профессионала. Весьма существенная роль в этой области принадлежит государству, призванному обеспечивать вузам необходимые условия для организации подготовки специалистов с учетом самых последних достижений мирового кинематографа.

Однако, на сегодняшний день материально-техническая и экономическая база основной кузницы творческих кадров для кинематографии - ВГИКа им.С.А.Герасимова не позволяет выполнять эту задачу в полном объеме. Вуз испытывает колоссальный дефицит аудиторного фонда, помещений для репетиций и выполнения учебных киносъемочных работ. Физически и морально устарел парк съемочной техники, не хватает кинопленки. При выполнении выпускных работ будущие кинорежиссеры и кинооператоры нередко вынуждены самостоятельно договариваться с «большими» студиями о предоставлении съемочных павильонов, кинокамер, приспособлений, выделении необходимого технического персонала. Устранение этих проблем может быть обеспечено только в рамках реализации комплексной программы развития вуза, которая подготовлена, но до сих пор не утверждена, поскольку не решен вопрос ее финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Следует подчеркнуть, что выделяемые сегодня объемы бюджетного финансирования являются главным препятствием на пути усиления и расширения поддержки молодых творческих специалистов.

В России на данный момент еще не созданы специальные государственные и общественные институты, сосредоточенные на выполнении этой функции. Поэтому Федеральное агентство по культуре и кинематографии вынуждено осуществлять финансирование производства и продвижения фильмов-дебютов наряду с обеспечением государственной поддержки кинопроектов всех остальных направлений, важность которых не уступает поддержке дебютантов. В пределах выделяемых из федерального бюджета объемов финансирования кинематографии дальнейшее перераспределение средств в пользу поддержки фильмов-дебютов невозможно.

Действенной мерой в этом отношении могло бы стать утверждение целевой ведомственной программы «Повышение конкурентоспособности национальных фильмов». Это позволило бы освободить программу государственной поддержки кинопроизводства и кинопроката, реализуемую в рамках ФЦП «Культура России (2006-2010 годы)», от финансирования коммерчески состоятельных проектов и сосредоточить ее ресурсы на мероприятиях общенационального значения, к которым относится и поддержка фильмов-дебютов. Программа «Повышение конкурентоспособности национальных фильмов» разработана Роскультурой, но не согласована Минэкономразвития России и Минфином России.

Еще одним важным направлением содействия начинающим кинематографистам является широкое использование в обучающем и производственном процессах цифровых кинотехнологий.

Это связано с тем, что цифровой кинематограф в недалеком будущем станет основным технологическим средством создания, продвижения и демонстрации аудиовизуальных произведений, и молодое поколение творческих специалистов кинематографии должно быть готово к использованию самых передовых приемов и самых новых видов техники. Кроме того, цифровые технологии расширяют палитру средств реализации творческих и управленческих задач в кинематографе.

Внедрение в кинопроцесс цифровых технологий позволит существенно увеличить поддержку молодых творческих кадров, поскольку продолжительность производства и стоимость фильмов, выполняемых в цифровых форматах, значительно ниже, чем у фильмов, создаваемых на основе традиционных технологий. Важно также, чтобы цифровые фильмы молодых кинематографистов доходили до широкого круга зрителей. Это может быть обеспечено только при наличии цифровой фильмопроводящей сети, включающей в себя хранилище цифрового контента оперативного обращения, каналы спутниковой и почтовой рассылки цифровых фильмокопий, объекты цифрового кинопоказа.

Создание цифрового контента является необходимым условием распространения фильмов молодых авторов через Интернет.


Важным этапом становления творческой личности является формирование потребности в освоении культурных ценностей и вовлечение в творческие процессы с раннего детства. В этой связи Роскультура уделяет особое внимание осуществлению государственной поддержки творческих проектов для детской, юношеской и молодежной аудитории.


В репертуаре драматических и музыкальных театров, филармоний, музыкальных коллективов обязательно присутствуют спектакли и программы для данной аудитории. В данном направлении плодотворно работают такие уникальные коллективы, как Российский академический молодежный театр, Центральный академический театр кукол им.С.Образцова, Московский Государственный академический детский музыкальный театр им. Н.И.Сац. Роскультура также уделяет внимание новым музыкальным программам и постановкам спектаклей для детей региональных коллективов.

Роскультура традиционно поддерживает наиболее значимые проекты, такие как ежегодная программа Московской филармонии: более тысячи концертов в общеобразовательных школах и лицеях, слушателями которых являются более 200 тысяч школьников; программа МХАТ им.А.П.Чехова «МХАТ – студенчеству», в рамках которой театр осуществляет показ спектаклей в вузах Москвы, программа Государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого «Молодые – молодым», фестиваль «Композиторы России – детям», Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», Международный театральный фестиваль «Царь-сказка», Международный фестиваль «Радуга», Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова.

Важным этапом стали просветительские проекты новых форм художественного и музыкального воспитания детей и юношества - абонементные концерты «Классика – это классно» ГСО «Новая Россия» п/р Ю.Башмета и «Хочу стать дирижером» Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П.Осипова п/р В.Понькина.

Особую значимость приобретают проекты, направленные на изучение тенденций развития современного искусства для детей и подростков. Так в 2007 году помимо традиционных мероприятий впервые будут поддержаны: уникальный проект А.Рыбникова «Семейный фестиваль «Наш Буратино», Форум «Искусство России – детям» и Творческая лаборатория по современной детской драматургии в г.Саратове, Международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры» в г.Перми.


* * *


На сегодняшний день создание полноценно функционирующей системы поддержки «первого шага» в искусстве, обеспечение целевого финансирования дебютных проектов, присуждение стипендий и грантов, государственный заказ на создание художественных произведений и их дальнейшее продвижение в культурную среду являются важнейшими задачами государства в поддержке профессионального художественного творчества молодежи.

Будучи подкрепленной необходимыми политическими, административными и финансовыми ресурсами эта система станет не только гарантией сохранения и развития творческих традиций в искусстве, но и эффективным инструментом проведения государственной политики в работе с молодежью. Для полноценного функционирования этой системы представляется целесообразной разработка единой согласованной (возможно, межведомственной) программы поддержки дебютных, инициативных и экспериментальных проектов в области литературы и искусства.


В связи с этим Роскультура предлагает Совету при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству поддержать инициативу формирования такой программы, которая должна включать в себя следующие направления:

- создание системы государственной поддержки «первого шага» в искусстве молодых представителей творческих профессий;

- проведение конкурсов в различных видах искусства, по результатам которых победителям могут быть выделены гранты на реализацию творческих проектов, именные стипендии и другие виды материального поощрения;

- целевое финансирование дебютных проектов талантливых молодых авторов музыкальных, художественных, литературных произведений, деятелей театрального и киноискусства, представителей других творческих профессий;

- создание условий для сотрудничества молодых исполнителей, дирижеров, композиторов с ведущими творческими коллективами страны;

- организация стажировок в ведущих творческих коллективах и учебных заведениях в России и за рубежом.
^ Материалы
Института художественного образования
Российской академии образования


О развитии художественного образования детей

в Российской Федерации

8357045221999646.html
8357114489871009.html
8357253465348691.html
8357300867457060.html
8357415940841042.html